Профилактика противоправного поведения дошкольников

ДЕТСКОЕ ВОРОВСТВО

Большинство детей хотя бы раз в жизни что-то крадут. Существует понятие "детское воровство". Оно отличается от взрослого тем, что ребёнок не понимает, как это выглядит со стороны и чем ему это может грозить. В его представлении, он  "просто  берёт"  то,  что  нравится,  а  значит,  ругать  его  не должны.

Воровство  может  быть  связано  с  недостаточным развитием  волевой сферы:  трудно  сказать  себе  "нет",  если чего-то  очень  хочется.  Таким  детям  трудно  справиться  с  соблазном,  даже  если  они испытывают стыд за свой поступок.

Иногда кражи происходят потому, что деньги и ценности лежат на виду и становятся слишком большим искушением для ребёнка. Многие дети начинают воровать, когда думают, что их не любят и они никому не нужны. Они считают, что имеют право вредить окружающим, потому что о них никто  не заботится. Дети могут красть у братьев и сестёр из ревности.

Родители,  узнав  о  воровстве,  чаще  всего  приходят  в  ужас,  в  панике начинают думать, что их ребенок  – настоящий вор и преступник, и применяют самые серьёзные  меры  –  стыдят,  наказывают.  Но  осуждение  и  наказание  только  ухудшают ситуацию,  потому  что  направлены  на  уже  случившееся,  а  не  на  устранение  причин, ведущих к воровству.

Нельзя  ругать  при  всех,  клеймить  ребёнка,  иначе  единичный  поступок  может превратиться  в  суть  личности:  раз  взрослые  говорят  –  значит,  я  действительно  такой плохой.  Дальше  может  развиться  неверие  в  себя,  озлобленность,  убеждённость  в собственной испорченности.

Причины детского воровства

1) Из-за  недостатка  внимания. Часто  происходит,  когда  родители заняты  только  своими  заботами,  контролируя  ребенка  на  "автомате",  без эмоционального проявления интереса к его жизни, переживаниям и впечатлениям.

2) Последствия  психотравмирующих  ситуаций. Ребенок  оказывается  свидетелем семейных скандалов, разборок, алкоголизма, неуважительного отношения родителей друг к  другу, утраты родителей и др.

3)  Положение «золушки». В процессе воспитания часто допускаемая ошибка, когда  ребенок  чувствует,  что  он  лишний  в  семье,  особенно  проявляется  на  фоне  безграничной любви и заботы о другом ребенке.

В любом случае, всё, так или иначе, крутится вокруг одной точки: либо недостатке, либо переизбытке внимания родителей.  Например, когда ребёнок находится под жёстким контролем со стороны родителей: когда они проверяют все его карманы, когда нарушают  его  личные  границы,  не  позволяют   совершать  самостоятельные  поступки, принимать свои (пусть и ошибочные!) решения. Может оказаться, что  у ребенка нет своего пространства.  Вообще…   Ворует,  чтобы  было  свое,  которое  никто другой,  даже  самый любимый,  не смог бы трогать, видеть, знать. Поэтому детское воровство оценивается, как  способ  спрятать  что-то  свое  от постороннего  взгляда  любого  человека.  Важно,  чтобы  у ребенка  было  своё   пространство,  где  только  он  хозяин!   Пусть  это  будет  его  детская комната, или «волшебная» коробочка, девичий дневник или, как делалимногие из старшего поколения,  «секретики»,  которые  мы закапывали  в  землю,  а  сколько  там  было  ценного (пуговички, красивые стекляшки, записки)!

Или  -  другая  крайность  –  это  когда,  наоборот,  ребенку  не  хватает  внимания,  в первую  очередь  -  от  родителей.  И    воровством    он привлекает это внимание к себе. Наказания, воспитательные беседы, внушения  -  к  сожалению,  таким  негативным вниманием ребенок очень часто довольствуется, не доверяя вниманию позитивному или не умея его на себя обратить.  В  таких  случаях  важно  сохранить    баланс  между излишним контролем и опекой, касающейся личной жизни ребенка,  и  тем  обстоятельством,  что  ребенок  кажется никому не нужным, существующим автономно,  сам по себе (так он «существовал», возможно, будучи предоставленным самому себе в родной неблагополучной семье).  

Почему у ребенка возникает желание воровать?

  ребенок не умеет, открыто сказать, что хочет иметь или заранее знает, что  взрослые откажут в приобретении вещи;

  застенчивость и страх как результат предшествующих отказов;

  месть конкретному человеку или всем сразу;

  желание сделать, кому-то приятное или заслужить хорошее отношение к себе;

  за компанию;

  отсутствие воли и самостоятельности; 

  отрицательный пример взрослых;

  несогласованность воспитательных воздействий;

  вседозволенность;

  тотальный контроль.

Рекомендации родителям и педагогам  по работе с детским воровством 

1.  Не провоцировать ребенка, если существует такая проблема, не оставлять рядом с чужой вещью одного;

2. Не наказывать физически;

3. Спокойно рассказывать, что будет, если возьмет чужую вещь;

4. Устранить  чувство  одиночества  и  заброшенности,  компенсировать  недостаток любви и внимания;

5. Понять осознанно ребенок ворует или невинно, при невинном воровстве довести до сознания, насколько это плохо;

6. Установить запрет на воровство, объяснить, что это не разрешается ни детям, ни взрослым;

7. Не разбирать поступок ребенка в присутствии взрослых, детей, лучше поговорить «с глазу на глаз».

Что  нужно  знать    родителям,  чтобы  предупредить  воровство  у

ребенка, и как себя вести, если он уже украл. 

1.Давайте  ребёнку  карманные  деньги,  интересуйтесь  его  материальнымипотребностями.

 2.Держите деньги и ценности в недоступных местах.

3.Если у вас что-то пропало, фокусируйте внимание на возмещении пропажи, а не на поимке "преступника". Можете сократить сумму карманных денег ребёнка или не купить задуманную обновку.  

4.Дайте ребёнку шанс возместить украденное и сохранить достоинство. Скажите без осуждения:  "Я  не  хочу  вникать,  кто  взял  эту  вещь,  просто  это  должно  быть  возвращено. Надеюсь, через час пропажа найдётся".

5.Когда вы уверены, что ваш ребёнок что-то украл, не допрашивайте: "Это ты украл? Как ты мог!"

Скажите просто: "Я знаю, это взял ты. Со мной такое было однажды в детстве. Мне  было  потом  так  стыдно  и  плохо!  С  тобой  тоже  сейчас  так?"  Продолжайте  задавать вопросы о чувствах и отношении к происходящему без осуждения в голосе. Часто дети не знают и не задумываются о чувствах других людей, поддавшись порыву.

6.Убедите  ребёнка  вернуть  украденное  хозяину.  Вместо  наказания  и  осуждения выразите понимание, что будет стыдно и тяжело, но этот шаг очень важно сделать.

 

Как вести себя, если вы подозреваете ребенка в воровстве? 

Если ребенок «не пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения не спешите его обвинять. Помните о презумпции невиновности. 

Будьте  предельно  осторожны,  проявляйте  чуткость,  ведь  перед  вами  не  вор-рецидивист,  а  ребенок.  От  вас  зависит,  каким  он  вырастет.  Поспешив,  дав  волю  своему негодованию,  вы  можете  испортить  ребенку  жизнь,  лишить  его  уверенности  в  праве  на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе. 

Некоторые родители в сердцах бьют детей по рукам, приговаривая, что в  древности  ворам  отрубали  руку,  грозятся  в  следующий  раз  сдать  их  в  милицию.  Это ожесточает детей, создает ощущение собственной порочности.  Разделите с ребенком ответственность, помогите ему исправить положение, пусть он знает, что его родители в беде не бросят. 

Дайте  ребенку  понять,  как  вас  огорчает  то,  что  происходит,  но  старайтесь  не называть  происшествие  «воровством»,  «кражей», «преступлением».  Спокойная  беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения любой проблемы лучше выяснения отношений.

Постарайтесь понять причины такого поступка. Возможно, за фактом кражи кроется какая-то  серьезная  проблема.  Например,  ребенок  взял  дома  деньги,  потому  что  он потерял чью-то вещь, и эту потерю требуется возместить... 

Попробуйте вместе с ребенком найти выход из сложившейся ситуации. Помните - это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.

Украденную  вещь  необходимо  вернуть  владельцу,  но  необязательно заставлять ребенка делать это самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку. 

Если  вы  уверены,  что  вещь  взял  ребенок,  но  ему  трудно  в  этом сознаться, подскажите  ему,  что  ее  можно  незаметно  положить  на  место.  Например,  для  маленьких детей подойдет следующий ход: «У нас дома, видимо, завелся домовой. Это он утащил то-то. Давай поставим ему угощение, он подобреет и вернет нам пропажу». 

Вообще,  оставляйте  ребенку  пути  к  отступлению.  Психолог  Ле  Шан  советует: обнаружив у ребенка чужую игрушку, которую он стащил у приятеля, но  утверждает, что она была ему подарена, нужно  сказать ему следующее:  «Я могу представить, как сильно тебе захотелось куклу, если ты действительно поверил, что тебе ее подарили». 

Причиной  воровства  может  быть  не  только  попытка  самоутвердиться  или  слабая воля, но и пример друзей, так называемое воровство «за компанию». 

В  младшем  возрасте  ребенку  часто  достаточно  объяснить,  что  он  поступает нехорошо, и оградить от общения с подбивающими его на плохие поступки детьми. 

В подростковом возрасте все гораздо серьезнее. Ребенок сам выбирает себе друзей, и ваши  уверения,  что  они  ему  не  подходят,  могут  произвести  прямо  противоположенное действие. Подросток отдалится от вас и начнет скрывать, с кем и как он проводит время. 

Кроме  того,  совершение  краж  в  определенных  компаниях  повышает  авторитет  в глазах товарищей.   

Необходимо  знать  всех  друзей  своего  ребенка,  особенно  если  вы  опасаетесь негативного влияния с их стороны. Приглашайте их домой, по возможности познакомьтесь с их родителями. 

Самое главное  - ненавязчиво создайте приемлемый круг общения для ребенка. Об этом надо позаботиться, пока он еще маленький. Это могут быть дети ваших друзей, его одноклассники,  какой-то  клуб,  кружок,  секция  -  словом,  любое  общество,  объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу. 

 

Несколько слов о профилактике 

Доверительная  беседа  -  лучшая  профилактика  возможных  сложностей.  Обсудите проблемы  ребенка,  расскажите  о  своих.  Особенно  хорошо  будет,  если  вы  поделитесь собственными  переживаниями,  расскажете,  какие  чувства  вы  испытывали  в  подобной ситуации.  Ребенок  почувствует  ваше  искреннее  желание  понять  его,  дружеское  живое участие. 

Его активность хорошо бы направить «в мирное русло»: выясните, что на самом деле интересует  вашего  ребенка  (занятия  спортом,  искусством,  собирание  какой-нибудь коллекции,  какие-то  книги,  фотографирование  и  т.д.).  Чем  раньше  вы  это  сделаете,  тем лучше.  Человек,  жизнь  которого  наполнена  интересными  для  него  занятиями,  чувствует себя  более  счастливым  и  нужным.  Ему  нет  нужды  привлекать  к  себе  внимание,  у  него обязательно появится хоть один друг. 

Ребенка  надо  научить  сопереживать,  задумываться  о  чувствах окружающих.  Надо познакомить  его  с  правилом:  «Поступай  так,  как  хочешь,  чтобы  поступали  с  тобой»,  и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни. 

Ребенку  необходимо  нести  ответственность  за  кого-то  или  что-то  в  семье  —  за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и непременно, начиная с 7–8 лет, за собственный портфель, стол, комнату и т.д. Постепенно передавайте ему дела, делитесь с ним ответственностью. 

Наибольшую  тревогу  вызывают  случаи  воровства,  выходящие  за  рамки  дома  или неоднократно  повторяющиеся.  Когда  ребенок  часто  ворует,  это  перерастает  в  дурную привычку.  Если  он  ворует  за  пределами  семьи  -  это  уже  потакание  своим  порочным желаниям. Если ворует ребенок старшего возраста - это черта характера. 

Детские  проблемы  на  фоне  наших  взрослых  часто  выглядят  смешными, надуманными, не стоящими внимания, но ребенок так не думает.  Для него очень многие ситуации  могут  казаться  безвыходными.  Помните  об  этом  и  почаще  вспоминайте  свое детство и свои детские проблемы, подумайте, как на его месте поступили бы вы. Ребенок должен  знать,  может  ли  он рассчитывать  на  ваше  внимание  и  понимание,  сочувствие  и помощь.

свернуть