Как поет крокодил
❀ Ведущий начинает петь песенку-вопрос. Дети постепенно включаются и начинают петь вместе с ним. Можно попросить детей самостоятельно придумать продолжение песенки.
Как поет крокодил? Мяу-мяу-мяу.
Он котенка проглотил. Мяу-мяу-мяу.
Как поет крокодил? Гав-гав-гав.
Он собачку проглотил. Гав-гав-гав.
Как поет крокодил? Му-му-му.
Он корову проглотил. Му-му-му.
Как поет крокодил? Жу-жу-жу.
Он букашку проглотил. Жу-жу-жу.
Как поет крокодил? Бе-бе-бе.
Он барашка проглотил. Бе-бе-бе.
Как поет крокодил? Дзинь-дзинь-дзинь.
Он будильник проглотил. Дзинь-дзинь-дзинь.
(и так далее, насколько хватит вашей фантазии)
Как поет крокодил? Ай-ай-ай.
Он в больницу угодил. Ай-ай-ай.
Громко-тихо
❀ Чтобы речь малыша была выразительной, яркой и красочной, чтобы он мог говорить быстро или медленно, его надо учить пользоваться умеренным темпом речи. Это полезно не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произнесения звуков.
❀ На примере игрушек разного размера или карточек с изображением животных и их детенышей можно показать, как «говорят», например, взрослая собака и щенок.
— Взрослая собака лает громко: «Гав-гав!»
Ребенок громко произносит:
— Гав-гав!
— А щенок лает тихо: «Гав-гав!». Как лает щенок?
Ребенок тихо произносит:
— Гав-гав!
❀ По аналогии нужно попросить ребенка озвучить других животных и их детенышей: лошадь и жеребенка, козу и козленка, кошку и котенка и т. д.
Не разбуди куклу
В ходе игры закрепляется умение манипулировать разными свойствами голоса.
Уложите вместе с ребенком куклу или игрушку спать.
— Катя много гуляла, играла, устала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку.
Ребенок тихо называет игрушку. Следите, чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.
Кто как кричит
В ходе игры вырабатывается умение повышать и понижать голос, говорить тоненьким и низким голосом
❀ Рассказывайте историю, сопровождая свой рассказ показом соответствующих картинок или игрушек:
— Утром мы вышли гулять и услышали, как кто-то пищит «пи-пи-пи» (тоненьким голоском). Это маленький котенок потерял свою маму, зовет ее, щурится слепыми глазками. Как пищит котенок?
Ребенок тоненько говорит:
— Пи-пи-пи.
— Прибежала мама-кошка, громко замяукала и понесла своего котенка домой. Как замяукала мама-кошка?
❀ Аналогично используются и другие игрушки. Надо следить, чтобы ребенок не кричал, а говорил спокойно, повышая и понижая голос.
Один много
Цель этой игры — научить ребенка образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах, правильно употреблять их в предложениях
❀ Для выработки автоматизма в произношении слов эту игру полезно совмещать с действиями. Например, взрослый говорит: «Волк» и бросает мяч ребенку, тот отвечает: «Волки» и возвращает мяч взрослому.
♦ Теленок — телята, много телят.
♦ Поросенок — поросята, много поросят.
♦ Жеребенок — жеребята, много жеребят.
♦ Щенок — щенки, много щенят.
♦ Зайчонок — зайчата, много зайчат.
♦ Козленок — козлята, много козлят.
♦ Цыпленок — цыплята, много цыплят.
♦ Индюшонок — индюшата, много индюшат.
♦ Утенок — утята, много утят.
♦ Картофелина — картофель, много картофеля.
♦ Лев — львы, много львов.
♦ Воробей — воробьи, много воробьев.
♦ Свинья — свиньи; много свиней.
♦ Перо — перья, много перьев.
и так далее.
Игра в слоги
Игра помогает ребенку получить знание о словообразовании. Способствует расширению словарного запаса. Развивает творческие способности
❀ Ведущий просит детей попробовать изменить привычное им слово, добавив к нему, например, слог «ки».
♦ Баран — баран-ки
♦ Пол — пол-ки
♦ Цвет — цвет-ки
♦ Рост — рост-ки и так далее.
❀ Второй этап игры: ведущий называет начало слова и просит детей добавить к нему другой слог, например, слог «ик».
♦ Слон — слон-ик
♦ Дом — дом-ик
♦ Гном — гном-ик
и так далее.
❀ Играть можно в паре с ребенком. Можно попросить детей объяснить, как изменяется значение слова. Например, из большого оно становится маленьким. Из одного превращается в «много» и т. д.
Противоположности
Игра расширяет словарный запас, помогает ребенку закрепить навык определения противоположностей явлении, предметов
❀ Взрослый называет: «Ночь». Ребенок должен ответить: «День».
❀ Солнце — Луна, холодно — жарко, зима — лето, красивый — страшный...
Сделай из слона муху
Игра расширяет словарный запас, помогает ребенку закрепить навык преобразования слов
❀ Из большого предмета или животного нужно сделать маленького. Например: слон — слоненок, курица — цыпленок, одеяло — одеяльце и т. д.
❀ Иногда у детей получаются очень смешные словообразования. Вы получите большое удовольствие от этой игры.
Сделай из одного много
Игра расширяет словарный запас, помогает ребенку закрепить навык преобразования слов
❀ Из единственного числа ребенок должен преобразовать слово в множественное число. Например: носок — носки, листок — листья, человек — люди и т. д.
Абракадабра
Развивает звуковое внимание. Является основой для развития грамотного письма. Закладывает навыки хорошей дикции. Эта игра активно используется логопедами
❀ Дети должны вслед за взрослым повторять звуковую цепочку. Например: «со-сы-су, ро-ры-ру, по-пы-пу, фо- фы-фу» и т. д.
❀ Постепенно нужно увеличивать звуковую цепочку слогов. Играть можно в любое время и в любом тихом месте, главное, чтобы ребенок принимал в игре активное участие. Можно сопровождать звуки разными телодвижениями, имитируя тех или иных животных.
❀ Произносить такие звуковые цепочки может как взрослый, так и сам ребенок.
Зашифрованное слово
Игра поможет заложить и закрепить навыки выделения звуков речи, деления слов на слоги. Направлена на тренировку сочетания отдельных звуков в слова. Расширяет словарный запас. Способствует развитию творческих способностей ребенка
❀ Для начала берите самые простые слова, состоящие из трех-четырех букв, например: «Луна — улица — корова». Складываем первые буквы и получаем слово «лук».
❀ Для наглядности можно использовать мел и доску или ручку и тетрадь. Благодаря этому у ребенка будет развиваться и зрительная память. Первые буквы слов нужно будет выделить отдельным цветом или обводить кругом. С помощью такой методики закладываются основы чтения.
Запутанная история
Игра помогает научиться организовать повествовательную речь. Обучает умению слушать и продолжать развивать услышанную мысль. Формирует навыки логического изложения, творческой фантазии
Необходимый инвентарь: карточки с изображением различных предметов.
❀ Для начала, подготавливая карточки, постарайтесь использовать очевидные логические связи. Например: солнце — река — мячик — лодка — удочка — рыба — панама — палатка — ложка — костер — велосипед.
❀ Участники садятся в круг, им раздаются по две карточки. Первый игрок начинает рассказывать историю, произнося предложение, в которое включен предмет, изображенный на его карточке. Использованную карточку игрок кладет в центр круга. Второй участник должен продолжить историю, его задача — включить в нее предмет, изображенный на его карточке. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут использованы.
❀ В процессе игры ребенок научается удерживать в памяти элементы нескольких уровней:
1. Первый уровень: предложение с заданным предметом.
2. Второй уровень: то же предложение, но связанное с предшествующим.
3. Третий уровень: представление обо всей истории в целом.
Обзывалки
❀ В эту игру можно играть в какой-нибудь «ситуации ожидания» — от ожидания обеда до ожидания очереди к доктору. Можно играть, прогуливаясь по улице, купаясь в ванной и занимаясь домашними делами.
❀ Играют двое: ребенок и взрослый. Один говорит, например:
— Ты — дерево.
Другой:
— А ты — стул!
— А ты — цветок!
— А ты — холодильник!
и так далее.
❀ Если слово уже было названо, то больше его использовать в игре нельзя.
❀ Эта игра кажется очень смешной и увлекательной для ребенка. А родитель, играя в такую забавную игру, помогает своему ребенку научиться вербализовать те предметы окружающего его мира, которые в обыденной речи он совсем не употребляет или употребляет редко.
❀ Например, играя в ванной комнате, ребенок, исчерпав запас всех своих активных слов, обращается за помощью к окружающей его обстановке и начинает произносить названия предметов: зубная паста, щетка для волос, гель для бритья и т. д.
❀ Нельзя называть вещи обидные: тряпка, унитаз, грязь. Если название такого предмета было произнесено, другой игрок говорит: «Нет, это обидное слово», и нужно назвать другое слово.
Существительное и прилагательное
Вариант игры «Обзывалки»
Помимо существительного называется прилагательное. Например:
— Ты — высокое дерево!
— А ты — стул коричневый!
и так далее.
По правилам нельзя использовать обидные слова.
Игра, кроме развития речи, еще и учит избегать говорить обидное другим. И даже отвечать на дразнилки таким необидным образом. Слышала, как ребенок на обращение: «Ты — мелочь пузатая» отреагировал: «А ты —лампочка», что весьма ошарашило собеседника, закончилось хохотом и не дало разгореться ссоре.
Испорченный телефон
Вариант 1
❀ Игра для небольшой компании детей от 4 до 10 человек. Выбирается ведущий. Остальные дети рассаживаются на стульях, образуя цепочку. Они будут телефонным кабелем, по которому передаются слова ведущего.
❀ Ведущий говорит на ухо первому игроку слово, а тот должен передать его соседу. В процессе передачи слово невероятно трансформируется.
❀ Цель игры — правильно услышать слово, сказанное передающим его игроком. Последний игрок должен назвать слово, которое ему досталось. И если оно не совпадает с первоначальным, выясняют, на каком этапе слово исказилось. Тот игрок, который неправильно услышал и передал слово, становится ведущим.
Вариант 2
❀ Более сложный вариант: сказанное первому игроку слово передается соседу уже как его синоним, и так до конца цепочки. Повторяться нельзя, однокоренные слова использовать тоже нельзя. Результат может оказаться самым неожиданным.
❀ Можно разбить детей на две команды. Выигрывает та команда, последнее слово которой оказалось ближе по смыслу к первому.
Паровозик с вагончиками
❀ Цель игры — образовать цепочку слов существительных в именительном падеже, выдержанных в рамках одной темы.
❀ Например, задается тема: путешествие на паровозе.
❀ Взрослый говорит первое слово: «паровоз», а ребенок должен продолжить за ним и сказать, например: «чемодан». Взрослый продолжает: «перрон» и т. д.
Слово начинается с буквы...
❀ Взрослый задает задание: называть слова на букву, к примеру, «П», и сам подает пример: «Приключение». Ребенок или группа детей должны назвать другие известные им слова, начинающиеся на заданную букву.
❀ Можно выдать детям ручки, чтобы они черточками отмечали названное слово. Затем вместе с ними подсчитывать количество названных слов, параллельно закрепляя, таким образом, основы порядкового счета.
Особый магазин
❀ Выбирается продавец. Остальные дети становятся покупателями. Нужно разложить по полкам-прилавкам игрушки, вещи и т. д.
❀ В кошельки-сумки покупателей разложить кубики с азбукой, буквы из магнитной азбуки или карточки с буквами.
❀ Покупатели вынимают из сумок-кошельков буквы, называют их. В магазине они могут «купить» тот предмет, название которого начинается с доставшейся буквы.
Календарь погоды
❀ Эта долговременная увлекательная игра поможет ребенку закрепить знания о временах года, понять разницу между разными временами года, разницу температур, получить начальные знания о законах природы. Разовьет мелкую моторику рук, активизирует наблюдательность.
❀ Нарезаете кружочки из цветной бумаги. На каждом кружочке рисуете веселую или мрачную рожицу. Можно вместо кружочков подготовить солнышки и тучки.
❀ Приготовьте календарь с числами и днями недели.
❀ Каждый день наблюдаете с ребенком за погодой и приклеиваете на календарь (можно липкой лентой, можно клеевым карандашом): солнечно — веселая рожица, пасмурно — мрачная. Или просто солнышко, тучка. Это как вы с ребенком сами решите.
❀ Осадки отмечаете снежинкой или капелькой. Их можно просто нарисовать на самом календаре.
❀ Таким образом, вы задействуете сразу несколько аспектов обучения: счет, природоведение, развитие правильной повествовательной речи, навыки рисования и наблюдательности.
Я садовником родился
Игра способствует развитию речи, тренирует память
❀ Выбирается ведущий — «садовник». Остальные дети выбирают себе цветы, от имени которых они будут выступать. Все они готовят фанты, которые держат при себе.
❀ Начинает ведущий:
— Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме... — и называет любой цветок из выбранных игроками.
Тот должен отозваться:
- Ой!
— Что с тобой?
— Влюблена (влюблен)...
— В кого?
— В...
И называет цветок другого участника (или самого садовника).
Тот также отзывается:
— Ой!
— Что с тобой?
❀ И так по кругу.
❀ Ребенок, который не отозвался, отдает фант. Ребенок, назвавший отсутствующий цветок, тоже отдает фант. Когда фанты закончатся, неправильно ответивший ребенок выбывает из игры.
«Да» и «нет» не говорить
Игра поможет ребенку научиться контролировать свою речь.
Даст стимул формирования навыков составления развернутого ответа на вопрос
Упрощенный вариант
❀ Лучше, чтобы сначала ведущим был взрослый. Затем, по мере освоения детей с игрой, роль ведущего может занимать любой ребенок.
❀ В игру можно играть как с одним-двумя детьми, так и с группой.
❀ Ведущий задает детям вопросы, побуждающие их односложно ответить «да» или «нет». По правилам, отвечая на вопросы ведущего, нельзя произносить слова: «да», «нет», «черное», «белое».
❀ Естественно, ведущий старается задать такой вопрос, чтобы игрок был вынужден нарушить правила. Задача же игрока — ответить правильно, соблюдая условия игры.
Полный вариант
❀ Ведущий, обращаясь к ребенку, произносит:
— Вам барыня прислала 100 рублей
и 100 копеек и сказала:
не смеяться, не улыбаться,
губки «бантиком» не делать,
«да» и «нет» не говорить,
черный с белым не носить,
«р» не выговаривать.
Что изволите купить?
❀ Или так:
— Вам барыня прислала голик да веник,
два мешка денег,
велела не смеяться, не улыбаться,
губки «бантиком» не делать,
«да» и «нет» не говорить,
черное и белое не носить.
Вы поедете на бал?
❀ Дети, отвечая на вопросы, должны соблюдать все введенные ограничения, а ведущий, напротив, старается их провоцировать.
❀ Не правда ли, не смеяться намного сложнее, чем просто не говорить «да» и «нет»?
Камень, ножницы, бумага
Игра полезна для тренировки умения описания предметов, аргументации своих мыслей
❀ Игра для двух детей или взрослого и ребенка.
❀ Произносится фраза: «Камень, ножницы, бумага. Раз, два, три!». На счет «три» участники:
• выбрасывают из кулака указательный и средний пальцы — «ножницы»;
• показывают ладонь — «бумага»;
• оставляют кулак сжатым — «камень».
❀ «Ножницы» режут «бумагу», «бумага» оборачивает «камень», «камень» затупляет «ножницы». Чей предмет сильнее, тот и выиграл.
❀ Есть более сложный вариант — уже известные обозначения «камень», «ножницы», «бумага», а также:
• «карандаш» — указательный палец;
• «огонь» — растопыренные пальцы вверх;
• «вода» — рука, изогнутая «волной».
❀ Здесь победитель определяется умением убедить соперника в превосходстве своего знака.
Угадай слово
Игра поможет ребенку закрепить знания алфавита, умение дробить слова на составляющие его буквы, активно тренирует память
Необходимый инвентарь: ручка и лист бумаги.
❀ Детский вариант подростковой игры «виселица».
❀ Взрослый загадывает слово и представляет его в виде черточек, заменяющих буквы: _ _ _ _ _ _ _
❀ Ребенок должен называть буквы и угадывать слово. Каждая неправильная буква изображается в виде черточек, которые в итоге складываются в вагончик, увозящий загаданное слово.
Буквы в окошке
❀ На цветном картоне формата АЗ рисуете большой дом. В нем 33 окошка с закрытыми ставнями. Делаете разрезы так, чтобы ставни открывались. Наклеиваете дом на цветной лист бумаги так, чтоб окошки могли открываться. В окошках рисуете буквы.
Учим и закрепляем знания алфавита
❀ Мы с дочкой в такую игру играем. Кидаем деревянные кубики с буквами. Какая буква выпала, она должна назвать, если назвала правильно — она этот кубик выиграла, если неправильно — я. После того как кинули все 12 кубиков, считаем — у кого больше. Кто победил, получает конфету. Ну и, естественно, по ходу игры неизвестные буквы мама называет, проговаривает 10 раз и просит повторить малыша.
Надписи
❀ Подпишите в доме все, что можете. Например: «СТОЛ», «СТУЛ», «ТЕЛЕФОН», «ДВЕРЬ», «ПОЛ», «ОКНО», «КУХНЯ» и т. д. Скотчем приклейте полоски бумаги с надписью, сделанной крупными печатными буквами.
❀ Вместе с ребенком прочитывайте эти слова.
Чепуха
❀ Многие дети очень любят игры со словами, их завораживает способность буквы полностью изменить слово.
❀ Игра «в чепуху» очень для этого подходит. Для этого взрослый заранее придумывает пару слов, отличающихся лишь одной буквой, например, овечка — свечка, рожки — ложки и т. д.
❀ Ребенку предлагается фраза типа: «На лугу паслись свечки». Задача малыша — определить, какое слово имелось в виду.
Цепочки
❀ Существует великое множество словесных цепочек, отличающихся только одной буквой. Их нужно записать на листе бумаги. Или сделать специальные карточки, где неизменная часть пишется на плотном картоне, а для изменяемой буквы прорезается окошечко, в которое наклеивается книжечка с соответствующими буквами.
❀ Примеры цепочек:
• лук, сук, бук, жук-,
• мак, бак, рак, лак-,
• том, сом, ком, лом, дом;
• боль, моль, соль, роль, ноль;
• кочка, почка, дочка, точка, бочка;
• гора, кора, нора, пора;
• бук, бок, бык, бак.
Найди разницу
❀ Можно поиграть с омофонами — словами, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному: код — кот, лиса — леса, лук — луг, пруд — прут.
❀ Другой вариант: можно написать слово, в котором одна буква, первая или последняя, закрывается окошечком: уточка, столб, щель, укол, зубр, коса, мрак, полк, удочка, волк.
Домик-домище
Игра с суффиксами — степени сравнения прилагательных
❀ Персонажами могут быть герои сказок. Например, медвежонок Мишутка сильный, медведица Настасья Петровна сильнее, а медведь Михайло Иванович — сильнейший.
❀ Один из трех сыновей у царя может быть мудрым (или умным), другой — мудрее, а третий — мудрейшим и т. д.
Слова и движения
Эта игра способствует развитию устной речи
❀ Можно вместе с ребенком придумывать знаки для слов. Придумайте вместе с ребенком, каким движением можно обозначить слово, например, собака. Это должна быть в основном крупная моторика, например, кошка — гладить всей рукой; дятел — постучать пальцем о ладонь и т. д.
❀ Дети сами могут создать целый словарь.
Игры с буквами и в буквы
❀ Можно придумывать вместе с ребенком, как выглядят и как разговаривают буквы.
❀ Например, «Ф» — это фырчалка, надутые щечки, «Р» — конечно же, рычалка.
❀ А как может выглядеть буква Ф? Это может быть фонарь? Или фара? Вспомните вместе с ребенком, где могут быть фонари или фары?
❀ Можно «отправиться» ночью в лес с фонарем. Или «поехать» ночью на машине с включенными фарами. И повстречать в лесу филина, которого можно сфотографировать фотоаппаратом и т. д.
❀ Такие игры-рассказы можно придумать для каждой буквы.
❀ Дети быстро включаются в такие игры и, представляя и проигрывая события, легко запоминают новые слова.
Щи из алфавита
Игровая методика запоминания алфавита. Можно готовить из алфавита суп или другое блюдо
❀ Приготовьте кастрюлю, можно игрушечную, и варите щи из печенья «алфавит» или магнитной азбуки. На каждую букву ребенок должен вспомнить какой-нибудь овощ. Какие-то буквы могут и не попасть в щи.
К — капуста, картошка,
М — морковь,
П — помидоры, петрушка,
Л — лук...
❀ Когда щи будут готовы, можно «разлить» их по тарелкам, при этом приговаривая, какие овощи кому достались.
❀ С такими играми ребенок не будет думать, что учиться — это скучно.
Артикуляционная гимнастика
❀ Будьте настоящими артистами, проявите фантазию.
❀ Играйте с ребенком, одеваясь на прогулку, в мычащих коровок, кукарекающих петухов, лающих собак. Пока переберете всех известных вам животных, не заметите, как оденетесь без слез и уговоров.