Занимайся ребёнком дома!

Познавательные стихи – потешки с картинками для дошкольников

 

Улитка, улитка,

Выпусти рога —

Дам тебе молока!

 

Ладушки, ладушки,

Испечём оладушки.

На окно поставим,

Остывать оставим.

 

Немного погодим,

Всем оладушки дадим.

Всем по одному,

Лёшеньке - два

 

Стучит-бренчит по улице:

Фома едет на курице.

 

Ивашка — на кошке

Туда же по дорожке.

 

Белка пела и плясала,

Словно заводная.

 

Все сапожки истоптала,

Шла домой босая.

 

Поручили бегемоту

Очень важную работу,

 

А упрямый бегемот

Сделал всё наоборот.

Петя, Петя, петушок,

Золочённый гребешок,

Масляна головушка,

 

Шёлкова бородушка.

Петя по двору ходил,

Перо Петя уронил.

 

— Гуси, гуси!

— Га! Га! Га!

— Есть хотите?

— Да! Да! Да!

 

- Ну летите.

- Нам нельзя!

Серый волк под горой

Не пускает нас домой!

 

Радуга-дуга,

Подавай дождя!

Нам по ложке,

 

Медведю по плошке,

А серому волку —

По полному ведёрку!

 

На широкую кровать

Положили Мишку спать.

Не дослушал Мишка сказку,

Закрывает Мишка глазки.

свернуть

свернуть

Игры на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Как поет крокодил

❀ Ведущий начинает петь песенку-вопрос. Дети постепенно включаются и начинают петь вместе с ним. Можно попросить детей самостоятельно придумать продолжение песенки.

Как поет крокодил? Мяу-мяу-мяу.

Он котенка проглотил. Мяу-мяу-мяу.

Как поет крокодил? Гав-гав-гав.

Он собачку проглотил. Гав-гав-гав.

Как поет крокодил? Му-му-му.

Он корову проглотил. Му-му-му.

Как поет крокодил? Жу-жу-жу.

Он букашку проглотил. Жу-жу-жу.

Как поет крокодил? Бе-бе-бе.

Он барашка проглотил. Бе-бе-бе.

Как поет крокодил? Дзинь-дзинь-дзинь.

Он будильник проглотил. Дзинь-дзинь-дзинь.

(и так далее, насколько хватит вашей фантазии)

Как поет крокодил? Ай-ай-ай.

Он в больницу угодил. Ай-ай-ай.

Громко-тихо

❀ Чтобы речь малыша была выразительной, яркой и красочной, чтобы он мог говорить быстро или медленно, его надо учить пользоваться умеренным темпом речи. Это полезно не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произнесения звуков.

❀ На примере игрушек разного размера или карточек с изображением животных и их детенышей можно показать, как «говорят», например, взрослая собака и щенок.

— Взрослая собака лает громко: «Гав-гав!»

Ребенок громко произносит:

— Гав-гав!

— А щенок лает тихо: «Гав-гав!». Как лает щенок?

Ребенок тихо произносит:

— Гав-гав!

❀ По аналогии нужно попросить ребенка озвучить других животных и их детенышей: лошадь и жеребенка, козу и козленка, кошку и котенка и т. д.

Не разбуди куклу

В ходе игры закрепляется умение манипулировать разными свойствами голоса.

Уложите вместе с ребенком куклу или игрушку спать.

— Катя много гуляла, играла, устала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку.

Ребенок тихо называет игрушку. Следите, чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.

Кто как кричит

В ходе игры вырабатывается умение повышать и понижать голос, говорить тоненьким и низким голосом

❀ Рассказывайте историю, сопровождая свой рассказ показом соответствующих картинок или игрушек:

— Утром мы вышли гулять и услышали, как кто-то пищит «пи-пи-пи» (тоненьким голоском). Это маленький котенок потерял свою маму, зовет ее, щурится слепыми глазками. Как пищит котенок?

Ребенок тоненько говорит:

— Пи-пи-пи.

— Прибежала мама-кошка, громко замяукала и понесла своего котенка домой. Как замяукала мама-кошка?

❀ Аналогично используются и другие игрушки. Надо следить, чтобы ребенок не кричал, а говорил спокойно, повышая и понижая голос.

Один много

Цель этой игры — научить ребенка образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах, правильно употреблять их в предложениях

❀ Для выработки автоматизма в произношении слов эту игру полезно совмещать с действиями. Например, взрослый говорит: «Волк» и бросает мяч ребенку, тот отвечает: «Волки» и возвращает мяч взрослому.

♦ Теленок — телята, много телят.

♦ Поросенок — поросята, много поросят.

♦ Жеребенок — жеребята, много жеребят.

♦ Щенок — щенки, много щенят.

♦ Зайчонок — зайчата, много зайчат.

♦ Козленок — козлята, много козлят.

♦ Цыпленок — цыплята, много цыплят.

♦ Индюшонок — индюшата, много индюшат.

♦ Утенок — утята, много утят.

♦ Картофелина — картофель, много картофеля.

♦ Лев — львы, много львов.

♦ Воробей — воробьи, много воробьев.

♦ Свинья — свиньи; много свиней.

♦ Перо — перья, много перьев.

и так далее.

Игра в слоги

Игра помогает ребенку получить знание о словообразовании. Способствует расширению словарного запаса. Развивает творческие способности

❀ Ведущий просит детей попробовать изменить привычное им слово, добавив к нему, например, слог «ки».

♦ Баран — баран-ки

♦ Пол — пол-ки

♦ Цвет — цвет-ки

♦ Рост — рост-ки и так далее.

❀ Второй этап игры: ведущий называет начало слова и просит детей добавить к нему другой слог, например, слог «ик».

♦ Слон — слон-ик

♦ Дом — дом-ик

♦ Гном — гном-ик

и так далее.

❀ Играть можно в паре с ребенком. Можно попросить детей объяснить, как изменяется значение слова. Например, из большого оно становится маленьким. Из одного превращается в «много» и т. д.

Противоположности

Игра расширяет словарный запас, помогает ребенку закрепить навык определения противоположностей явлении, предметов

❀ Взрослый называет: «Ночь». Ребенок должен ответить: «День».

❀ Солнце — Луна, холодно — жарко, зима — лето, красивый — страшный...

Сделай из слона муху

Игра расширяет словарный запас, помогает ребенку закрепить навык преобразования слов

❀ Из большого предмета или животного нужно сделать маленького. Например: слон — слоненок, курица — цыпленок, одеяло — одеяльце и т. д.

❀ Иногда у детей получаются очень смешные словообразования. Вы получите большое удовольствие от этой игры.

Сделай из одного много

Игра расширяет словарный запас, помогает ребенку закрепить навык преобразования слов

❀ Из единственного числа ребенок должен преобразовать слово в множественное число. Например: носок — носки, листок — листья, человек — люди и т. д.

Абракадабра

Развивает звуковое внимание. Является основой для развития грамотного письма. Закладывает навыки хорошей дикции. Эта игра активно используется логопедами

❀ Дети должны вслед за взрослым повторять звуковую цепочку. Например: «со-сы-су, ро-ры-ру, по-пы-пу, фо- фы-фу» и т. д.

❀ Постепенно нужно увеличивать звуковую цепочку слогов. Играть можно в любое время и в любом тихом месте, главное, чтобы ребенок принимал в игре активное участие. Можно сопровождать звуки разными телодвижениями, имитируя тех или иных животных.

❀ Произносить такие звуковые цепочки может как взрослый, так и сам ребенок.

Зашифрованное слово

Игра поможет заложить и закрепить навыки выделения звуков речи, деления слов на слоги. Направлена на тренировку сочетания отдельных звуков в слова. Расширяет словарный запас. Способствует развитию творческих способностей ребенка

❀ Для начала берите самые простые слова, состоящие из трех-четырех букв, например: «Луна — улица — корова». Складываем первые буквы и получаем слово «лук».

❀ Для наглядности можно использовать мел и доску или ручку и тетрадь. Благодаря этому у ребенка будет развиваться и зрительная память. Первые буквы слов нужно будет выделить отдельным цветом или обводить кругом. С помощью такой методики закладываются основы чтения.

Запутанная история

Игра помогает научиться организовать повествовательную речь. Обучает умению слушать и продолжать развивать услышанную мысль. Формирует навыки логического изложения, творческой фантазии

Необходимый инвентарь: карточки с изображением различных предметов.

❀ Для начала, подготавливая карточки, постарайтесь использовать очевидные логические связи. Например: солнце — река — мячик — лодка — удочка — рыба — панама — палатка — ложка — костер — велосипед.

❀ Участники садятся в круг, им раздаются по две карточки. Первый игрок начинает рассказывать историю, произнося предложение, в которое включен предмет, изображенный на его карточке. Использованную карточку игрок кладет в центр круга. Второй участник должен продолжить историю, его задача — включить в нее предмет, изображенный на его карточке. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут использованы.

❀ В процессе игры ребенок научается удерживать в памяти элементы нескольких уровней:

1. Первый уровень: предложение с заданным предметом.

2. Второй уровень: то же предложение, но связанное с предшествующим.

3. Третий уровень: представление обо всей истории в целом.

Обзывалки

❀ В эту игру можно играть в какой-нибудь «ситуации ожидания» — от ожидания обеда до ожидания очереди к доктору. Можно играть, прогуливаясь по улице, купаясь в ванной и занимаясь домашними делами.

❀ Играют двое: ребенок и взрослый. Один говорит, например:

— Ты — дерево.

Другой:

— А ты — стул!

— А ты — цветок!

— А ты — холодильник!

и так далее.

❀ Если слово уже было названо, то больше его использовать в игре нельзя.

❀ Эта игра кажется очень смешной и увлекательной для ребенка. А родитель, играя в такую забавную игру, помогает своему ребенку научиться вербализовать те предметы окружающего его мира, которые в обыденной речи он совсем не употребляет или употребляет редко.

❀ Например, играя в ванной комнате, ребенок, исчерпав запас всех своих активных слов, обращается за помощью к окружающей его обстановке и начинает произносить названия предметов: зубная паста, щетка для волос, гель для бритья и т. д.

❀ Нельзя называть вещи обидные: тряпка, унитаз, грязь. Если название такого предмета было произнесено, другой игрок говорит: «Нет, это обидное слово», и нужно назвать другое слово.

Существительное и прилагательное

Вариант игры «Обзывалки»

Помимо существительного называется прилагательное. Например:

— Ты — высокое дерево!

— А ты — стул коричневый!

и так далее.

По правилам нельзя использовать обидные слова.

Игра, кроме развития речи, еще и учит избегать говорить обидное другим. И даже отвечать на дразнилки таким необидным образом. Слышала, как ребенок на обращение: «Ты — мелочь пузатая» отреагировал: «А ты —лампочка», что весьма ошарашило собеседника, закончилось хохотом и не дало разгореться ссоре.

Испорченный телефон

Вариант 1

❀ Игра для небольшой компании детей от 4 до 10 человек. Выбирается ведущий. Остальные дети рассаживаются на стульях, образуя цепочку. Они будут телефонным кабелем, по которому передаются слова ведущего.

❀ Ведущий говорит на ухо первому игроку слово, а тот должен передать его соседу. В процессе передачи слово невероятно трансформируется.

❀ Цель игры — правильно услышать слово, сказанное передающим его игроком. Последний игрок должен назвать слово, которое ему досталось. И если оно не совпадает с первоначальным, выясняют, на каком этапе слово исказилось. Тот игрок, который неправильно услышал и передал слово, становится ведущим.

Вариант 2

❀ Более сложный вариант: сказанное первому игроку слово передается соседу уже как его синоним, и так до конца цепочки. Повторяться нельзя, однокоренные слова использовать тоже нельзя. Результат может оказаться самым неожиданным.

❀ Можно разбить детей на две команды. Выигрывает та команда, последнее слово которой оказалось ближе по смыслу к первому.

Паровозик с вагончиками

❀ Цель игры — образовать цепочку слов существительных в именительном падеже, выдержанных в рамках одной темы.

❀ Например, задается тема: путешествие на паровозе.

❀ Взрослый говорит первое слово: «паровоз», а ребенок должен продолжить за ним и сказать, например: «чемодан». Взрослый продолжает: «перрон» и т. д.

Слово начинается с буквы...

❀ Взрослый задает задание: называть слова на букву, к примеру, «П», и сам подает пример: «Приключение». Ребенок или группа детей должны назвать другие известные им слова, начинающиеся на заданную букву.

❀ Можно выдать детям ручки, чтобы они черточками отмечали названное слово. Затем вместе с ними подсчитывать количество названных слов, параллельно закрепляя, таким образом, основы порядкового счета.

Особый магазин

❀ Выбирается продавец. Остальные дети становятся покупателями. Нужно разложить по полкам-прилавкам игрушки, вещи и т. д.

❀ В кошельки-сумки покупателей разложить кубики с азбукой, буквы из магнитной азбуки или карточки с буквами.

❀ Покупатели вынимают из сумок-кошельков буквы, называют их. В магазине они могут «купить» тот предмет, название которого начинается с доставшейся буквы.

Календарь погоды

❀ Эта долговременная увлекательная игра поможет ребенку закрепить знания о временах года, понять разницу между разными временами года, разницу температур, получить начальные знания о законах природы. Разовьет мелкую моторику рук, активизирует наблюдательность.

❀ Нарезаете кружочки из цветной бумаги. На каждом кружочке рисуете веселую или мрачную рожицу. Можно вместо кружочков подготовить солнышки и тучки.

❀ Приготовьте календарь с числами и днями недели.

❀ Каждый день наблюдаете с ребенком за погодой и приклеиваете на календарь (можно липкой лентой, можно клеевым карандашом): солнечно — веселая рожица, пасмурно — мрачная. Или просто солнышко, тучка. Это как вы с ребенком сами решите.

❀ Осадки отмечаете снежинкой или капелькой. Их можно просто нарисовать на самом календаре.

❀ Таким образом, вы задействуете сразу несколько аспектов обучения: счет, природоведение, развитие правильной повествовательной речи, навыки рисования и наблюдательности.

Я садовником родился

Игра способствует развитию речи, тренирует память

❀ Выбирается ведущий — «садовник». Остальные дети выбирают себе цветы, от имени которых они будут выступать. Все они готовят фанты, которые держат при себе.

❀ Начинает ведущий:

— Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме... — и называет любой цветок из выбранных игроками.

Тот должен отозваться:

- Ой!

— Что с тобой?

— Влюблена (влюблен)...

— В кого?

— В...

И называет цветок другого участника (или самого садовника).

Тот также отзывается:

— Ой!

— Что с тобой?

❀ И так по кругу.

❀ Ребенок, который не отозвался, отдает фант. Ребенок, назвавший отсутствующий цветок, тоже отдает фант. Когда фанты закончатся, неправильно ответивший ребенок выбывает из игры.

«Да» и «нет» не говорить

Игра поможет ребенку научиться контролировать свою речь.

Даст стимул формирования навыков составления развернутого ответа на вопрос

Упрощенный вариант

❀ Лучше, чтобы сначала ведущим был взрослый. Затем, по мере освоения детей с игрой, роль ведущего может занимать любой ребенок.

❀ В игру можно играть как с одним-двумя детьми, так и с группой.

❀ Ведущий задает детям вопросы, побуждающие их односложно ответить «да» или «нет». По правилам, отвечая на вопросы ведущего, нельзя произносить слова: «да», «нет», «черное», «белое».

❀ Естественно, ведущий старается задать такой вопрос, чтобы игрок был вынужден нарушить правила. Задача же игрока — ответить правильно, соблюдая условия игры.

Полный вариант

❀ Ведущий, обращаясь к ребенку, произносит:

— Вам барыня прислала 100 рублей

и 100 копеек и сказала:

не смеяться, не улыбаться,

губки «бантиком» не делать,

«да» и «нет» не говорить,

черный с белым не носить,

«р» не выговаривать.

Что изволите купить?

❀ Или так:

— Вам барыня прислала голик да веник,

два мешка денег,

велела не смеяться, не улыбаться,

губки «бантиком» не делать,

«да» и «нет» не говорить,

черное и белое не носить.

Вы поедете на бал?

❀ Дети, отвечая на вопросы, должны соблюдать все введенные ограничения, а ведущий, напротив, старается их провоцировать.

❀ Не правда ли, не смеяться намного сложнее, чем просто не говорить «да» и «нет»?

Камень, ножницы, бумага

Игра полезна для тренировки умения описания предметов, аргументации своих мыслей

❀ Игра для двух детей или взрослого и ребенка.

❀ Произносится фраза: «Камень, ножницы, бумага. Раз, два, три!». На счет «три» участники:

• выбрасывают из кулака указательный и средний пальцы — «ножницы»;

• показывают ладонь — «бумага»;

• оставляют кулак сжатым — «камень».

❀ «Ножницы» режут «бумагу», «бумага» оборачивает «камень», «камень» затупляет «ножницы». Чей предмет сильнее, тот и выиграл.

❀ Есть более сложный вариант — уже известные обозначения «камень», «ножницы», «бумага», а также:

• «карандаш» — указательный палец;

• «огонь» — растопыренные пальцы вверх;

• «вода» — рука, изогнутая «волной».

❀ Здесь победитель определяется умением убедить соперника в превосходстве своего знака.

Угадай слово

Игра поможет ребенку закрепить знания алфавита, умение дробить слова на составляющие его буквы, активно тренирует память

Необходимый инвентарь: ручка и лист бумаги.

❀ Детский вариант подростковой игры «виселица».

❀ Взрослый загадывает слово и представляет его в виде черточек, заменяющих буквы: _ _ _ _ _ _ _

❀ Ребенок должен называть буквы и угадывать слово. Каждая неправильная буква изображается в виде черточек, которые в итоге складываются в вагончик, увозящий загаданное слово.

Буквы в окошке

❀ На цветном картоне формата АЗ рисуете большой дом. В нем 33 окошка с закрытыми ставнями. Делаете разрезы так, чтобы ставни открывались. Наклеиваете дом на цветной лист бумаги так, чтоб окошки могли открываться. В окошках рисуете буквы.

Учим и закрепляем знания алфавита

❀ Мы с дочкой в такую игру играем. Кидаем деревянные кубики с буквами. Какая буква выпала, она должна назвать, если назвала правильно — она этот кубик выиграла, если неправильно — я. После того как кинули все 12 кубиков, считаем — у кого больше. Кто победил, получает конфету. Ну и, естественно, по ходу игры неизвестные буквы мама называет, проговаривает 10 раз и просит повторить малыша.

Надписи

❀ Подпишите в доме все, что можете. Например: «СТОЛ», «СТУЛ», «ТЕЛЕФОН», «ДВЕРЬ», «ПОЛ», «ОКНО», «КУХНЯ» и т. д. Скотчем приклейте полоски бумаги с надписью, сделанной крупными печатными буквами.

❀ Вместе с ребенком прочитывайте эти слова.

Чепуха

❀ Многие дети очень любят игры со словами, их завораживает способность буквы полностью изменить слово.

❀ Игра «в чепуху» очень для этого подходит. Для этого взрослый заранее придумывает пару слов, отличающихся лишь одной буквой, например, овечка — свечка, рожки — ложки и т. д.

❀ Ребенку предлагается фраза типа: «На лугу паслись свечки». Задача малыша — определить, какое слово имелось в виду.

Цепочки

❀ Существует великое множество словесных цепочек, отличающихся только одной буквой. Их нужно записать на листе бумаги. Или сделать специальные карточки, где неизменная часть пишется на плотном картоне, а для изменяемой буквы прорезается окошечко, в которое наклеивается книжечка с соответствующими буквами.

❀ Примеры цепочек:

• лук, сук, бук, жук-,

• мак, бак, рак, лак-,

• том, сом, ком, лом, дом;

• боль, моль, соль, роль, ноль;

• кочка, почка, дочка, точка, бочка;

• гора, кора, нора, пора;

• бук, бок, бык, бак.

Найди разницу

❀ Можно поиграть с омофонами — словами, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному: код — кот, лиса — леса, лук — луг, пруд — прут.

❀ Другой вариант: можно написать слово, в котором одна буква, первая или последняя, закрывается окошечком: уточка, столб, щель, укол, зубр, коса, мрак, полк, удочка, волк.

Домик-домище

Игра с суффиксами — степени сравнения прилагательных

❀ Персонажами могут быть герои сказок. Например, медвежонок Мишутка сильный, медведица Настасья Петровна сильнее, а медведь Михайло Иванович — сильнейший.

❀ Один из трех сыновей у царя может быть мудрым (или умным), другой — мудрее, а третий — мудрейшим и т. д.

Слова и движения

Эта игра способствует развитию устной речи

❀ Можно вместе с ребенком придумывать знаки для слов. Придумайте вместе с ребенком, каким движением можно обозначить слово, например, собака. Это должна быть в основном крупная моторика, например, кошка — гладить всей рукой; дятел — постучать пальцем о ладонь и т. д.

❀ Дети сами могут создать целый словарь.

Игры с буквами и в буквы

❀ Можно придумывать вместе с ребенком, как выглядят и как разговаривают буквы.

❀ Например, «Ф» — это фырчалка, надутые щечки, «Р» — конечно же, рычалка.

❀ А как может выглядеть буква Ф? Это может быть фонарь? Или фара? Вспомните вместе с ребенком, где могут быть фонари или фары?

❀ Можно «отправиться» ночью в лес с фонарем. Или «поехать» ночью на машине с включенными фарами. И повстречать в лесу филина, которого можно сфотографировать фотоаппаратом и т. д.

❀ Такие игры-рассказы можно придумать для каждой буквы.

❀ Дети быстро включаются в такие игры и, представляя и проигрывая события, легко запоминают новые слова.

Щи из алфавита

Игровая методика запоминания алфавита. Можно готовить из алфавита суп или другое блюдо

❀ Приготовьте кастрюлю, можно игрушечную, и варите щи из печенья «алфавит» или магнитной азбуки. На каждую букву ребенок должен вспомнить какой-нибудь овощ. Какие-то буквы могут и не попасть в щи.

К — капуста, картошка,

М — морковь,

П — помидоры, петрушка,

Л — лук...

❀ Когда щи будут готовы, можно «разлить» их по тарелкам, при этом приговаривая, какие овощи кому достались.

❀ С такими играми ребенок не будет думать, что учиться — это скучно.

Артикуляционная гимнастика

❀ Будьте настоящими артистами, проявите фантазию.

❀ Играйте с ребенком, одеваясь на прогулку, в мычащих коровок, кукарекающих петухов, лающих собак. Пока переберете всех известных вам животных, не заметите, как оденетесь без слез и уговоров.

свернуть

Азбука в стихотворениях

Как выучить буквы вместе ребёнком? Конечно же, в игре с помощью стихов, загадок и разных игровых приёмов.

Мохнатая азбука Бориса Заходера поможет вам выучить буквы алфавита, закрепить их.

Борис Заходер

МОХНАТАЯ АЗБУКА

В азбуке этой -

Увидите сами! -

Буквы живые:

С хвостами,

С усами,

Бегать умеют они

И летать,

Ползать и плавать,

Кусать и хватать...

Буквы - мохнатые,

Буквы - пернатые,

Стройные буквы

И даже горбатые,

Добрые,

Злые,

Наземные,

Водные -

Кто же они?

Догадались? (Животные)

АИСТ

Азбука

Пусть начинается

С АИСТА -

Он,

Как и азбука,

С "А" начинается!

АНТИЛОПА-ГНУ

Взгляну

На АНТИЛОПУ-ГНУ

И потихонечку вздохну:

Зачем, зачем

Везли в Европу

Такую

Антилопу?!!

БИЗОН

Никакого

Нет резона

У себя

Держать БИЗОНА,

Так как это жвачное

Грубое и мрачное!

ВЕРБЛЮД

ВЕРБЛЮД решил, что он -жираф,

И ходит, голову задрав,

У всех

Он вызывает смех,

А он, Верблюд, плюёт на всех!

ГАДЮКА

Как это принято у змей,

Кусают за ногу

ГАДЮКИ,

А потому

При встрече с ней

Берите, дети, ноги в руки!

ЕЩЁ О НЕЙ ЖЕ

Давно я не встречал

ГАДЮКИ.

И что-то не скучал

В разлуке!

ДИКОБРАЗ

Старый Ёж

В лесах Кавказа

Как-то встретил

ДИКОБРАЗА.

- Ну и ну! - воскликнул Ёж. -

На кого же ты похож!

 

ВОРОБЕЙ

Что невесел, ВОРОБЕЙ?

Мало

Стало

Лошадей!

Трудно даже Воробью

Прокормить свою семью!

ЕХИДНА

Это зверюшка вполне безобидная,

Правда, наружность у ней незавидная.

Люди бедняжку назвали - "ЕХИДНА".

Люди, одумайтесь!

Как вам не стыдно?!

ЁЖИК

- Что ж ты, ЁЖ, такой колючий?

- Это я на всякий случай:

Знаешь, кто мои соседи?

- Лисы, волки и медведи!

ЖИРАФ

Мне очень нравится ЖИРАФ -

Высокий рост и кроткий нрав.

Жирафа - он ведь выше всех -

Боятся даже львы.

Но не вскружил такой успех

Жирафу головы.

Легко ломает спину льву

Удар его копыта,

А ест он листья и траву -

И не всегда досыта...

Мне очень нравится Жираф,

Хотя боюсь, что он не прав!

КЕНГУРЯТА

Носит

Мама-кенгуру

В тёплой сумке

Детвору,

А ребятки-кенгурятки

Целый день

Играют

В прятки!

ЗЕБУ

Не знает ни снега,

Ни вьюги,

Он и родился и вырос

На юге.

К пальмам

И к южному небу

Привык

Зебу,

Хотя он всего только бык.

ИНДЮК

ИНДЮКУ

И лучший друг

Честно скажет:

- Ты - индюк.

 

КАБАН

Вот КАБАН.

Он дик и злобен,

Но зато вполне съедобен.

Есть достоинства свои

Даже у такой свиньи!

КИТ

Всю жизнь в воде проводит КИТ,

Хотя он и не рыба.

Он в море ест и в море спит,

За что ему - спасибо:

Тесно было бы на суше

От такой огромной туши!

ЛЕВ

Считался ЛЕВ царём зверей,

Но это было встарь.

Не любят в наши дни царей,

И Лев - уже не царь.

 

Душил он зверски всех подряд,

Свирепо расправлялся,

А правил плохо, говорят,

С делами не справлялся.

 

Теперь сидит он присмирев,

И перед ним - ограда.

Он недоволен, этот Лев,

Но так ему и надо!

КОБРА

За стеклом свернулась КОБРА.

Смотрит

Тупо и недобро.

Видно с первого же взгляда:

Мало мозга,

Много яда.

МОРЖ

МОРЖ

Спросил у Кенгуру:

- Как выносишь ты жару

- Я от холода дрожу! -

Кенгуру сказал Моржу.

НОСОРОГ

Кто НОСОРОГУ

Дорогу

Уступит,

Тот, несомненно, разумно поступит.

Любо толкаться ему, толстокожему,

А каково

Бедняге прохожему?

Как хорошо, что такие невежи

Будут встречаться

Всё реже и реже!

ОБЕЗЬЯНКИ

- Наши предки, ваши предки

На одной качались ветке,

А теперь нас держат в клетке.

Хорошо ли это, детки?

ПАВЛИН

До чего красив

ПАВЛИН!

У него

Порок

Один:

Вся павлинья

Красота

Начинается

С хвоста!

ПОПУГАЙ

- Если сможешь, угадай,

Что нам скажет ПОПУГАЙ?

- То и скажет, полагаю,

Что вдолбили попугаю!

РУСАЧОК

Этот зайчик - наш земляк

Называется РУСАК!

СЛОН

Больше всех на суше он,

Очень, очень добрый СЛОН.

Видно, даже у зверей

Тот и больше, кто добрей!

СТРАУС

Бедный СТРАУС!

Несчастнее

Нету

Отца:

На гнезде

Он сидел

И сидел без конца -

Терпеливо,

Упорно,

Упрямо...

Из яйца

Наконец

Появился

Птенец -

И захныкал:

- А где моя мама?

 

ТЮЛЕНЬЕ ПРИЛЕЖАНИЕ

Вызывает удивленье

Прилежание тюленье:

Целый день

Лежит тюлень,

И ему

Лежать не лень!

Жаль, тюленье прилежание -

Не пример для подражания!

ТАПИР

ТАПИР

Навек повесил нос,

Грустит он об одном:

Он собирался стать слоном,

Да так и не дорос...

ТИГР

Решётка

На нём нарисована чётко.

И очень к лицу

Людоеду решётка!

ХОРЁК

Львы и тигры

Приручаются.

Это редко, но случается.

Но никто ещё пока

Приручить не смог

ХОРЬКА.

Слава Богу,

Что хорёк

Очень маленький зверёк!

УЖ

- Я по совести скажу:

Плохо, плохо мне, УЖУ,

Очень гадок я на вид..

А ведь я - не ядовит!

ФИЛИН

Только ночью

Страшен

ФИЛИН,

А при свете -

Он

Бессилен!

ЦАПЛЯ

Зачем

Такой носище

ЦАПЛЕ?

Затем,

Чтоб цапли

Рыбок цапали!

ШАВКА

Очень громко лает,

Шавка

Очень твёрдо знает:

Тот, кто громче

Скажет "гав",

Тот всегда

И будет прав!

ШАКАЛ

Нет у ШАКАЛА

Ни в чём недостатка:

Внешность гиены,

Лисья повадка,

Заячья смелость,

Волчий оскал,-

Что же ещё он там плачет,

Шакал?

ЩУКА

Хватать, глотать

Умеют

ЩУКИ -

Другой

Не нужно им науки!

ЮЖНЫЙ КТОТОТАМ

Откровенно признаю:

Зверя нет

На букву "Ю".

Это-ЮЖНЫЙ КТОТОТАМ.

Я его

Придумал сам!

ЭМУ

Я про страуса,

Про ЭМУ,

Написал бы вам

Поэму,

Но никак я не пойму:

Эму он

Или эму?!

ЯК

С виду

Очень грозен ЯК,

А ведь он - большой добряк:

Говорят,

На нём в Тибете

Смело ездят

Даже дети!

свернуть

Как изучить буквы с ребёнком? Как же научить малыша запоминать буквы?

Верный ответ известен давно — с помощью букваря. Букварь — главный учебник первоклашки, а вот загадочный букварь пусть будет главным для дошколенка. Если малышу неинтересно на занятии, он не станет запоминать то, что ему объясняет взрослый. Поэтому буквы лучше всего начинать учить в игровой форме. Взрослый загадывает ребенку загадку, малыш ее отгадывает, а отгадка-то начинается как раз на ту букву, которую и нужно в этот день выучить! Сразу надо отметить, что в один день не следует предлагать ребенку запомнить более трех букв, поскольку большой объем информации может не закрепиться в сознании малыша.

Таким образом, на первом занятии малыш отгадывает три загадки и запоминает три буквы. На следующем занятии взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие буквы уже были разучены, и назвать начинающиеся на них слова, после повторения загадываются еще три загадки и разучиваются соответственно еще три буквы.

Чтобы сделать такое занятие более увлекательным, можно подготовить дидактический материал — картинки с изображением ответов на загадки, и буквы, которые с их помощью разучиваются.

А

Он круглый, он зеленый,

Но красный изнутри,

С бахчи нам привезенный,

Что это? Назови! (Арбуз)

Б

Длинный хвостик рыжий,

Бусинки-глаза!

Подойди к ней ближе,

Что за егоза?

С веточки на ветку

Прыгает легко,

Не берет конфетку,

А несет в дупло

Вкусные орехи -

Ими угощай,

Зверя без помехи

В парке повстречай. (Белка)

В

Как он воет! Как шумит!

Он по свету летит.

И насквозь нас продувает,

Листья с дерева срывает. (Ветер)

Г

"Га-га-га" кричит, стращает,

Иногда шипит, кусает.

Он в древне живет

И свой двор стережет,

Там щипает травку,

Прячется в канавку. (Гусь)

Д

Маленький доктор деревьев лесных,

Он истребляет букашек плохих,

Что кору древесную изнутри съедают.

Тут как тут пернатый, лес он защищает!

Целый день работает, по стволам стучит,

Ночью отдыхает от забот и спит. (Дятел )

Е

Все съедобное так называется -

Щи и пряники объединяются,

Каша, фрукты, пирог и конфеты...

Назови же скорей слово это. (Еда)

Л

Каждый раз под Новый год

К людям в дом она идет,

А на ней - хлопушки,

Много мишуры,

Сладости, игрушки,

Яркие шары. ( Елка )

Ж

В зоопарке длинной шеей

Всех затмил сей дивный зверь!

Подойдем к нему смелей,

Он ведь добрый, ты поверь.

Посмотри, какой смешной,

Хоть и очень он большой.

Малы рожки с головой,

Кто же это такой? (Жираф )

3

От лисицы ускакал

Прыг, прыг!

Он спасаться не устал,

Привык!

Серый волк ему не страшен,

Мал зверек, но так отважен!

Шубки лихо он меняет,

Потому что понимает -

Быть удобней летом серым,

А зимой, в сугробах, - белым. (Заяц)

И

Нитку в нее мама быстренько вдевает,

Штопает носочки, дырочки латает.

Мала это штучка, но только так удобна,

Ткань она скрепляет, тонка и проворна. ( Иголка )

К

Он тихонько пищит,

Ночью быстро кружит.

Притаился, вмиг кусает

И проворно улетает.( Комар )

Л

Попрыгушка и болтушка,

Та зеленая подружка

На болоте живет,

Звонко песни поет.

Ловит вмиг комара

С громким криком: "Ква-ква"! ( Лягушка )

М

Он в берлоге крепко спит,

Когда снег кругом валит,

А придет весна-красна,

Зверь отходит ото сна!

И выходит из берлоги

В темный лес, пора гулять,

Рыком всех пугать, он строгий.

Как его нам называть? (Медведь)

Н

Ими режут и стригут,

Их все мамы берегут.

В каждом доме нужны,

Даже бабушкам важны.

Ведь без них, как без рук!

Отгадай, милый друг,

Этот чудный предмет,

И давай свой ответ. ( Ножницы )

О

Его белочка грызет.

Радует на Новый год

Деток в праздничных подарках,

В магазине на прилавках

Так заманчиво лежит,

Молоточек застучит -

Треск скорлупки, радость, смех!

Как зовется плод? (Орех )

П

Над цветочками кружит,

Радостно она жужжит.

Пыльцу в улей принесет,

Чтоб готовить сладкий мед. ( Пчела )

Р

Под водой она живет,

Дно морское познает.

Тихо плавает, молчит,

Плавничками шевелит. (Рыба )

С

"Ууу-уу", - она кричит,

В лесу летает по ночам.

Глазами круглыми глядит,

Нигде спасенья нет мышам. (Сова)

Т

Сладкий, вкусный и нарядный,

Долгожданный и приятный.

Каждый раз на день рожденья

Служит важным угощеньем. (Торт )

У

Не спеша она ползет,

Домик на спине везет. (Улитка )

Ф

Когда вкусный ужин повар затевает,

Его поверх одежды быстро надевает.

Верно и надежно он на кухне служит,

С пятнами и жиром сей предмет не дружит. (Фартук)

X

Каждый раз на Новый год

Елка всех ребят зовет!

Веселится весь народ -

Водит шумный... ( Хоровод )

Ц

Долговяза, длиннонога,

В речку устремила око.

На одной ноге стоит,

Лягушат к себе манит. ( Цапля )

Ч

День и ночь они идут,

Никого не подождут.

Опоздал, попал впросак -

Из-за их "тик-так, тик-так",

Забывать о них не надо,

Стрелками по циферблату

Временем повелевают,

Поспешают, подгоняют. (Часы )

Ш

Зимою уши согревает,

От мороза защищает,

От ветра, холода и снега,

А свалится во время бега,

Скорей ее ты надевай,

Головке мерзнуть не давай. ( Шапка )

Щ

С помощью щетинки

Мусор очищает.

Все к ершистой спинке

Быстро прилипает.

Чистит мебель и ковер!

Ну? О чем наш разговор? ( Щетка )

Э

Его нам не увидеть,

Зато услышать можно.

Слова все повторяет

Протяжно. И, возможно,

В лесу оно играет

И за собой зовет,

"Ау" вмиг повторяет

И вдаль его несет. (Эхо)

Ю

По кругу бегать не устала,

Завел, и снова побежала.

Вертясь, не замедляет ход,

Веселый, резвый хоровод! (Юла)

Я

За зубами он живет,

Говорит, песни поет

У тебя и у меня,

Мы с ним верные друзья.

Кто дразниться привык,

В миг покажет нам... ( Язык )

 

свернуть

Тренируйте память ребёнка!

Не каждый малыш может терпеливо дослушать до конца сказку или другую прозаическую историю. Тогда как детские стихи не утомляют монотонностью, рифма в них скачет как по кочкам, с легкостью задерживая внимание маленького слушателя. Удивительно как быстро дети запоминают стишки, стоит проговорить несколько раз, как они уже договаривают вместе с вами концовку. Обязательно пользуйтесь такой способностью, тренируя память с детства, вы очень упростите ребенку обучение в школе. Начинайте со стихов Агнии Барто, поищите маленькие четверостишия, они прекрасно запоминаются. Большинство из них вы и сами до сих пор помните наизусть. Так ведь?

Как выучить стихотворение к празднику?
В садике и школе ваш ребенок не раз столкнется с необходимостью рассказывания стихов перед публикой. Это может быть новогодний утренник или занятие, в любом случае, важно, чтобы он этого не боялся. А ведь всего-то нужно уделить этому немного внимания.

Стихотворение необходимо выучить заранее и повторять дома как бы между делом, не заостряя внимание на важности события. Например, можно сказать: “помнишь, мы с тобой выучили отличный стишок? Ну-ка расскажи его мне”. Детские стихи обычно простые и ребенок их быстро запомнит. Можно отрепетировать, рассказывая стишок папе или маме, дедушке или бабушке. Нужно просить рассказывать громко и с выражением, но ни в коем случае не поучать и не перебивать во время выступления. То, как сверстники и вы отреагируете на первое выступление маленького артиста, имеет огромное значение, поэтому лучше начинать с родственников. Рассказав несколько стишков знакомым людям и, получив доброжелательную реакцию, вы придадите уверенности малышу. Стихи для детей на утренниках отлично тренируют навыки выступлений перед публикой.

свернуть

Стихотворения для самых маленьких

Малыши развиваются стремительно, моментально впитывая в себя информацию обо всем, что происходит вокруг. На помощь мамам приходят музыка, сказки и стихи. Все стихотворения сборника подобраны с учетом возрастных особенностей. Их герои – знакомые и привычные игрушки, малыши-животные или такие же дети, как и маленький слушатель. Такими стихами для малышей легко заинтересовать даже самого большого непоседу.

Одна из важных задач стихов для малышей – сделать жизнь интереснее. Ведь гораздо веселее умываться утром, когда мама рассказывает стишок. Да и каша будет вкуснее, и компот слаще. И самая дождливая погода не покажется такой угрюмой, если подобрать правильные слова.

 
Мишка косолапый

Мишка косолапый
По лесу идет,
(Бодро шагаем)
Шишки собирает,
Песенки поет.
( Приседаем - собираем шишки)
Шишка отскочила
Прямо мишке в лоб.
(Держимся ручками за лоб)
Мишка рассердился
И ногою - топ!
(Топаем ногой)

Зайчик серенький

Зайчик серенький сидит
(Сидим, как зайчик)
И ушами шевелит,
Вот так, вот так!
(Шевелим ушками-ладошками)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
(Хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок.
(Прыгам, как зайчик)

Две веселые овечки

Две веселые овечки
Разрезвились возле речки.
Прыг-скок, прыг-скок!
(Весело прыгаем)
Скачут белые овечки
Рано утром возле речки.
Прыг-скок, прыг-скок!
Вверх до неба, вниз до травки.
Вверх до неба, вниз до травки.
(Встаем на ножки, тянемся вверх. Приседаем, руки опускаем вниз)
А потом кружились
(Кружимся)
И в речку свалились.
(Падаем)

Идет коза рогатая

Идет коза рогатая
(Приставляем к голове "рожки")
За малыми ребятами.
Ножками - топ-топ!
(Топаем ножками)
Глазками - хлоп-хлоп!
(Зажмуриваемся и открываем глазки)
Кто кашку не ест?
Кто молочка не пьет?
(Грозим пальчиком)
Забодаю, забодаю!
(Бодаемся)

Два жука

На полянке два жука
Танцевали гопака:
(Танцуем, руки на поясе)
Правой ножкой топ, топ!
(Топаем правой ножкой)
Левой ножкой топ, топ!
(Топаем левой ножкой)
Ручки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
(Встаем на носочки, тянемся вверх)

Топ-топ - Учимся ходить!

Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.

Зубочки

Как у Маши два зубочка.
Не кусайся ими, дочка!
Не кусайся, кушай,
Папу с мамой слушай.
Автор: Е. Григорьева

«Топ-топ» - Учимся ходить!

Наша ложка непослушна:
Вместо рта попала в ушко!
Ай-ай-ай, какая ложка!
Накажу её немножко.
Автор: Г. Лазгдынь

Во время засыпания

Глазки спят и щечки спят
У усталых малышат.
Спят реснички и ладошки,
Спят животики и ножки.
И малюсенькие ушки
Сладко дремлют на подушке.
Спят кудряшки, ручки спят,
Только носики сопят.
Автор: И.Гурина

Топотушка

Топотала, топотала -
Топотиночки стоптала!
А ещё потопочу -
Топотапочки стопчу!
Не пойду я на попятки,
Ведь остались топопятки!
И пойду, пойду опять
Я на пятках топотать!
Автор: А. Шевченко

Сорока-ворона

Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

Мальчик - пальчик

Перебирают по очереди пальчики ребенка, приговаривая:
- Мальчик - пальчик,
Где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

Два весёлых гуся

Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый,
Другой белый -
Два веселых гуся.

Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый -
Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый -
Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый,
Другой белый -
Кланялись бабусе.

Гуси, гуси!

Гуси, гуси!
Га, га, га!
Есть хотите?
Да, да, да!
Так летите же домой!
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!

Ладушки-ладушки!

Ладушки-ладушки!
Где были – у бабушки!
Что ели – кашку,
Что пили – бражку!
Ладушки-ладушки,
Снова едем к бабушке!

Серенький волчок

Баю, баюшки-баю
Не ложися на краю!
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок,
Да утащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
Ты, волчок, к нам не ходи,
Наших деток не буди!

Рёва

Рева-корова
Разревелась снова.
Вот как слезки льются -
Можно захлебнуться.
Тихо, ревушка, не плачь,
Подарю тебе калач!
Хватит плакать, ревушка,
Ревушка-коровушка!

свернуть