Организационно-методическая деятельность учреждения дошкольного образования по гражданско-патриотическому воспитанию

Организационно-методическая деятельность учреждения дошкольного образования по гражданско- патриотическому воспитанию

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в  нашем государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата традиционного  патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Учебная программа дошкольного образования и образовательные стандарты дошкольного образования  предусматривают формирование представлений  у воспитанников о своей малой Родине, народных и государственных праздниках, о символах белорусского государства, Беларуси, достопримечательностях родного города, села, столицы республики, о людях, прославивших нашу Родину, Президенте Республики Беларусь, воспитание у детей любви к родной земле, развитие стремления глубже познать язык и природу Беларуси, своего  региона; формирование знаний о культурно-историческом прошлом белорусского народа, а также чувство гордости и ответственности перед своей Родиной. В соответствии с планом мероприятий по формированию в обществе культа государственных символов Республики Беларусь, особое внимание уделяется формированию системы воспитания уважения и гордости за государственные символы Республики Беларусь.

свернуть

Растим патриота

Патриот — это человек, служащий своей Родине.

Н.Г. Чернышевский

На самом деле патриот - это не обязательно человек в форме. Настоящим патриотом можно считать человека, постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье,  хорошо воспитанного, образованного и просвещённого, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков.

Как же пробудить, в ребёнке чувство патриотизма? Именно "пробудить", потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. И сразу напрашивается вопрос как?

И здесь будут уместны некоторые рекомендации.

1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражда­нином, не говорите дурно о стране, в которой живете.

От того, насколько патриотично настроены отец и мать, во многом зависит, каким будет их ребенок. Ребенок чрезвычайно подражателен. Дети слышат, что и как говорят родители в адрес своей страны, отдельных национальностей, и как губка впитывают эти суждения. Вскоре мнение взрослых станет их мнением, и изменить его не так-то просто, а порой просто невозможно.

2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, родственников, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел свой эмоциональный опыт. Кроме того, изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.

З. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.

Помните, что воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада, школы.

Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и ре­гулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заве­дения в подростковом возрасте и в юности.

Нам родителям, учить любить родину надо не словами. Надо показывать и рассказывать за что любить.

4. Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каж­дым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жиз­нью будет выражать ваш ребенок.

5. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она нака­зуема!» и т.д.
Важно подчеркивать общественное значение личных успехов в ребенке. Поощрение этих успехов развивает активность, как раз с этого часто начинается активный патриотизм.

6. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
Обсуждайте, узнавайте мнение ребенка, выражайте свои позитивные мысли. Не научив ребенка ценить историческое прошлое Родины, нельзя воспитать в нем патриота. Гордость за свой народ, глубокое чувство любви к Родине, готовность защищать ее в трудную минуту, преклонение перед подвигом героев – все эти качества прививаются с детства.

7. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется про­тив вас самих.
Наше отношение к ребенку это «бумеранг», который мы запускаем в будущее. Он непременно к нам вернется.

В заключении хочется сказать, что патриотическое воспитание подрастающего поколения – это наша общая задача. Ведь каким будет наш завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нем будут преобладать нравственные ценности – зависит в определенной мере от нас, взрослых: родителей и педагогов. И решать эту задачу нужно сегодня, сейчас, вместе!

 

СОДЕРЖАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ:

***приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фальклору, народным играм;

***знакомство с семьёй, её историей, родственниками, семейными традициями, составление родословной; с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

***проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

***организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

**Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

**Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

**Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

**Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

**Расширяйте собственный кругозор.

**Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

**Читайте ребенку книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа..

**Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

**Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книжкам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот игровой прием "как в библиотеке" поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.

**Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.

**Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему построить дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в "новоселье", помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен доим, красив ли, удобен ли для жилья.

**Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят  разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено, вместе с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.

**Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.

**Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру "Кто больше заметит интересного?", "Давай рассказывать друг другу, кто больше заметит интересного на нашей улице". Я вижу, что машины убирают улицы. А что ты видишь? Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.

**Любовь к Родине - это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее. 

свернуть

Засваенне дзецьмі беларускай мовы

Засваенне дзецьмі беларускай мовы  ажыццяўляецца ў спецыфічнай сітуацыі руска-беларускага блізкароднаснага двухмоўя. Для большасці дзяцей першай мовай, на якой яны вучацца гаварыць і думаць, з'яўляецца руская. У той жа час дзеці даволі рана далучаюцца да беларускай мовы, чуючы яе па радыё, тэлебачанні, ад некаторых дарослых і ў дзіцячым садзе, на асобных занятках. 
    Аднак паўнавартасная беларускамоўнае асяродзе ў дзяцей адсутнічае. Больш за тое, дзеці могуць карыстацца рускай мовай нават тады, калі да іх звяртаюцца па-беларуску, ведаючы, што іх разумеюць. Такім чынам, маўленчыя сітуацыі, у якіх аказваюцца дзеці, не ствараюць у іх жыццёвай неабходнасці размаўляць па-беларуску. З іншага боку, стыхійнае авалоданне беларускай мовай прыводзіць да змешвання рускага і беларускага маўлення дзяцей.
Такім чынам, гэта патрабуе спецыфічных падыходаў да навучання дзяцей беларускай мове.
    Творы фальклору сваім зместам і формай найлепшым чынам дапамогуць ў гэтым. Паступова яны ўводзяць малога ў стыхію народнага словы, раскрываюць яго багацце і прыгажосць. З'яўляюцца ўзорам прыгажосці мовыі. Народныя казкі, спрыяюць засваенню ўсіх формаў мовы, якія даюць магчымасць выпрацоўкі ў дзяцей ўласных моўных навыкаў.
    Зараз дадзеная праблема становіцца яшчэ больш актуальнай.  Недахоп часу ў бацькоў, адсутнасць актывізацыі беларускай мовы з боку бацькоў - прыводзіць да праблем развіцця маўлення дзяцей. На жаль, дзіця больш часу праводзіць за кампутарам, чым у жывым асяроддзі. З прычыны гэтага, творы народнай творчасці практычна не выкарыстоўваюцца нават ў малодшым узросце. Дашкольны ўзрост - гэта перыяд актыўнага засваення дзецьмі гутарковага мовы, станаўлення і развіцця ўсіх бакоў мовы: фанетычнай, лексічнай, граматычнай. Паўнавартаснае валоданне роднай мовай у дашкольным дзяцінстве з'яўляецца неабходнай умовай для разумовага, эстэтычнага, маральнага выхавання дзяцей. Чым раней дзеці чуюць беларускую мову, тым вальней яны будуць  карыстацца ей ў далейшым.
    Але жыццё ў рэчышчы народнай культуры не можа быць навязана бацькам. Яно можа быць толькі вынікам натуральнага выбару кожнага чалавека, які бачыць менавіта ў гэтым карысць для дзяцей і адчувае пульс роднай культуры ў самім сабе..  Дзяцінства немагчыма ўявіць без казкі, таму што слухаць казкі, якія табе расказваюць тата і мама, бабуля ці дзядуля, ці добрая выхавацелька, калі бацькоў няма побач — гэта адно з правоў дзіцяці, запісаных у Канвенцыі аб правах дзіцяці. У ёй сказана, што дзіця мае права на зносіны і на ўвагу, на паўнавартаснае развіццё, на выражэнне сябе, на адпаведную свайму ўзросту і зразумелую ў гэтым узросце інфармацыю, а таксама на вывучэнне культуры свайго народу.Усё гэта ёсць у казках.
    Казкі вучаць і перасцерагаюць, казкі звязваюць нашых пра-прадзедаў ды пра-прабабуляў з намі. Казкі — гэта ўтульны сямейны вечар, калі клопаты вялікага свету засталіся за сценамі Вашага дому, а Вы і Ваш час належаць толькі Вашым дзецям.
      Калі мы гаворым пра Канвенцыю аб правах дзіцяці, у першую чаргу мы думаем пра глабальныя рэчы: пра мір, пра вайну, пра адукацыю, пра ежу, пра жытло і здароўе. Бясспрэчна, гэта вельмі важна. Але Вашая ўвага, Вашыя абдымкі, Вашая сіла і абарона,  Вашая пяшчота і клопат вельмі патрэбныя Вашым дзецям.
    Казкі — гэта цэлы чароўны свет, у якім Вы падарожнічаеце разам, трымаючыся за рукі. Свет, у якім Вашае дзіця можа стаць веліканам і навучыць Вас, дарослага чалавека, чаму-небудзь новаму. Размаўляйце, чытайце казкі сваім дзецям на беларускаяй мове.

свернуть

Роля беларускай песні ў фармаванні беларускага маўлення дзяцей дашкольнага ўзросту

Роднае слова - гэта першая крыніца, праз якую дзеці пазнаюць жыццё. Цяжка знайсці больш каштоўны матэрыял для развіцця маўлення дзяцей, чым беларускія народныя песні. Дзякуючы ім, дзеці пачынаюць разумець прыгажосць беларускага слова, незвычайны каларыт народных песен. Ужо ў першыя гады жыцця дзіцяці, гады вострай успрымальнасці, фарміруюцца тыя пачуцці, рысы характару, якія звязваюць яго са сваім народам.  Як вядома, музыка і мова маюць некаторыя агульныя якасці (рытм, тэмп, мелодыя і інш.), таму музыка таксама здольна ўздейнічаць на працэс фарміравання мовы. Кожны народ мае песні, якія створаны спецыяльна для дзяцей. Нашы продкі здаўна разумелі, што выхаванне дзіцяці, далучэнне яго да роднай мовы – справа сур’ёзная і пачынаць яе трэба з нараджэння чалавека. Гэтыя песенькі, з якімі знаёміцца дзіця ўпершыню ў сваім жыцці - калыханкі.

Калыханкі - эта вялікае багацце беларускай народнай творчасці,і першыя “заняткі” роднай мовай, якія атрымліваюць дзеці з першых дзён жыцця. Канечне, змест калыханак яшчэ незразумелы самым маленькім, але ж яны чуюць і успрымаюць інтанацыйныя і рытмічныя асаблівасці роднай мовы. Вось чаму ўсе знакамітыя педагогі і музыканты раюць усім бацькам кожны вечар спяваць сваім малышам калыханкі. Яркую акрэсленую выхаваўчую накіраванасць маюць беларускія народныя песні. Праз іх тэксты, лексіку дзеці ўзбагачаюць уяўленні аб наваколлі, прыродных з’явах, знаёмяцца з прыладамі працы, беларускімі назвамі месяцаў, дзён тыдня, нацыянальнымі стравамі,  а самае галоўнае - значна пашыраецца актыўны слоўнік дзяцей. Праз песню знаёмім выхаванцаў з лепшымі рысамі характару беларусаў: шчырасцю, чуласцю, сціпласцю, уважлівасцю. Фальклорная песня дапамагае развіццю эмацыянальнай сферы дзяцей, падрыхтоўвае да выканання пэўных сацыяльных роляў.

свернуть

Этнографический туризм в Беларуси

Какой была Беларусь сотни лет назад? Чем уникальна и самобытна ее культура? Какие традиции белорусов известны во всем мире и чем удивляет наша страна ценителей аутентичного наследия?

Картинки по запросу этнография беларуси

      На протяжении своей многовековой истории белорусский народ создал уникальную культуру. Традиционные народные  праздники и обряды, неповторимый фольклор, самобытные ремесла, национальный костюм, белорусская кухня – все это богатое наследие бережно хранят в нашей стране. И конечно, приглашают познакомиться с ним гостей.

Этнографические музеи, комплексы и усадьбы

       Сегодня в Беларуси есть немало мест, где можно прикоснуться к старинной белорусской культуре и хотя бы на несколько часов перенестись из ХХI века в седую историю. Среди них:

                                 

*  этнографические и краеведческие музеи;

*  этнографические комплексы (деревни) под открытым небом;

*  агроусадьбы в сельской местности с национальным белорусским колоритом;

*  центры народного творчества, традиционной культуры и быта;

*  дома фольклора;

*  дома ремесел.

Гости музеев и комплексов увидят старинные предметы быта и произведения декоративно-прикладного искусства, услышат аутентичные белорусские песни и познакомятся со старинными танцами, попробуют блюда национальной кухни.

Похожее изображение

В агроусадьбах желающие получат возможность на несколько дней окунуться в жизнь старинной белорусской глубинки. Здесь предлагают прогулки на пасеку, сенокос, в лес; кулинарные мастер-классы по хлебопечению, плетению корзин или вязанию веников; катание на лошадяхрыбалку, стрельбу из лука, охоту и многое другое.

Народные обряды и праздники в Беларуси.

В Беларуси сохранились удивительные народные обряды и праздники, которые и сегодня отмечают в деревнях и городах.          

   Среди самых знаменитых:   

*  Коляды

*  Масленица

*  "Гуканне вясны"

*  Юрьев день

*  Купалье

*  "Зажынкі" (начало жатвы) и "Дажынкі" (праздник сбора урожая)

В эти праздники в разных уголках страны устраиваются народные гуляния, фестивали.

По-настоящему окунуться в историю и быт белорусов можно, увидев уникальные народные обряды, которые сохранилисьтолько в одной местности

·         обряд "Колядные Цари", внесенный в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО (д. Семежево, Копыльский район)

·         обряд "Тянуть Коляду на дуба" (д. Новины, Березинский район)

·         народное игрище "Женитьба Терешки" (д. Аношки, Лепельский район)

·         детский колядный обряд "Куры" (Кличевский район)

·         старинный обряд "Юраўскі карагод" ("Юрьевский хоровод") (д. Погост, Житковичский район)

·         старинный весенний обряд "Стрелка" (д. Бездеж, Дрогичинский район)

 

       Одним из самых значимых праздников современной Беларуси стал республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села "Дажынкi", который каждую осень проходит в одном из городов страны. Он объединяет современную традицию чествования лучших работников с народными обрядами окончания жатвы, сбора урожая.

На этот яркий фестиваль собираются фольклорные коллективы и народные танцевальные ансамбли, мастера-ремесленники, которые проводят мастер-классы и представляют гостям эксклюзивные сувениры.

Белорусские ремесла.

Душа белорусского народа воплощена также и в его художественных промыслах, искусном мастерстве ремесленников, которое передавалось из поколения в поколение.

 

В нашей стране и сегодня процветают:   

*  кузнечное дело

*  гончарство и керамика

*  ткачество и вышивка

*  соломо- и лозоплетение

*  плотничество и бондарство

*  резьба по дереву и бересте

*  вытинанка

Изделия мастеров хранятся в музеях как историческая ценность и великолепные образцы декоративно-прикладного искусстваБеларуси.

Немало творений белорусских мастеров стали настоящим достоянием, символом нашей страны. Это знаменитые слуцкие пояса, рушники из деревень Неглюбка и Семежево, фартуки из деревни Бездеж, дрибинские валенки, льняные куклы-обереги, соломенный паук…

                                      ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу этнография беларуси рушники

Например, неглюбские рушники, выполненные ткачихами на деревянных кроснах, известны во всем мире. На международных выставках в Нью-Йорке, Монреале, Токио, Париже, Брюсселе они отмечены золотыми медалями. Этим рушниками украшен один из офисов Беларуси в здании ООН, а музей "Метрополитен" приобрел их для своей коллекции.

      В 2012 году в д. Неглюбка (Ветковский район) впервые прошел праздник белорусского рушника, который станет ежегодным.

Гордость белорусской культуры – национальный костюм с характерным бело-красным колоритом, символической вышивкой и, конечно, особыми традициями ношения. В Беларуси насчитывают более 30 разновидностей народных костюмов, которые бытовали в разных районах страны.

Похожее изображение

   В белорусской деревне Бездеж (Дрогичинский район) находится единственный в мире музей фартуков, где собрана уникальная коллекция предметов костюма, ставших настоящим брендом этой местности.

Сегодня практические в каждом районе Беларуси есть Дома ремесел, где изучают приемы и технологии старых мастеров декоративно-прикладного искусства, проводят выставки и мастер-классы, делают сувениры.

 "Города" и подворья мастеров открываются на всех фестивалях и уличных праздниках, которые проводятся в Беларуси. Особую любовь и популярность у гостей завоевал "Город мастеров" на Международном фестивале искусств"Славянский базар в Витебске".

Проводятся также и специализированные выставки-ярмарки ремесленников:

·         выставка-ярмарка народных промыслов "Млын" (Минск)

·         выставка-ярмарка национальных ремесел "Комарово – круг дней" (д. Комарово, Мядельский район)

·         международный пленэр по керамике "Арт-Жыжаль"

·         праздник ремесленников и народных мастеров "Казюки" (Гродно)

·         праздники белорусского льна

                  Фестивали традиционной культуры и кухни

Картинки по запросу этнография беларуси фестиваль национальной культуры и кухни       В разное время года в регионах Беларуси проходят интересные и во многом уникальныефестивали традиционной культуры, которые с каждым годом завоевывают все больший интерес многочисленных гостей и участников:

·         фестиваль этнокультурных традиций "Зов Полесья" (Национальный парк "Припятский")

·         фолк-фестиваль "Камяніца" (Минский район)

·         фестиваль народного юмора в Автюках (Гомельская область, Калинковичский район)

·         фестиваль сельского туризма "Заборскi фэст" (Витебская область, Россонский район)

·         фестиваль народного творчества "Напеў зямлі маёй" (Минская область)

·         международный фестиваль народного творчества "Венок дружбы" (Бобруйск)

·         республиканский фестиваль национальных культур в Гродно

·         республиканский фольклорный фестиваль "Берагiня" (Гомельская область, г.п. Октябрьский)

·         праздник "Купалье" ("Александрия собирает друзей") (Могилевская область, Шкловский район)

   Кроме того, в городах и селах Беларуси, которые славятся старинными кулинарными традициями, выращиванием или сбором ягод, фруктов и овощей, а также успешными предприятиями пищевой промышленности, проводятся "вкусные" праздники.

Это фестивали молока, картофеля, кваса, пива, сыра, конфет, яблок, огурцов, меда, клюквы. В последние годы популярными стали:

·         кулинарный фестиваль "Мотальскiя прысмакi" ("Мотольские угощения") (Ивановский район)

·         фестиваль "Цукеркавы фэст" (п. Ивенец, Воложинский район)

·         экологический фестиваль "Жураўлі і журавіны Міёрскага краю" ("Журавли и клюква Миорского края")

·         День огурца в Шклове

Картинки по запросу этнография беларуси фестиваль национальной культуры и кухни       Белорусская кухня богата интересными традициями приготовления, необычными блюдами и напитками. Их можно попробовать на этнокультурных и кулинарных фестивалях, в этнографических комплексах и агроусадьбах.

К примеру, уникальные блюда, внесенные в список нематериального культурного наследия Беларуси ("масляный баран", ржаной хлеб).

В крупных культурно-этнографических центрах и заповедниках можно попробоватьоригинальные алкогольные напитки (самогон):

·         "Дудутки" (музейный комплекс "Дудутки")

·         "Корчма хлебная" (Белорусская этнографическая деревня ХІХ века)

·         "Логойка" (Горнолыжный комплекс "Логойск" – "Гасцiнны маёнтак")

.         "Пущанский" (Беловежская пуща)

свернуть
Атлас Брестский район